Главная » Статьи » Экспериментальные образцы |
Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (Германия)
Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (в переводе с немецкого, «машина новой постройки»), часто сокращаемый до Neubaufahrzeug или Nb.Fz. — германский опытный тяжелый танк 30-х годов. В советской литературе иногда именуется как «Рейнметалл». Серийно не производился и практически не использовался в боях, однако стал настоящим «оружием германской пропаганды». Neubaufahrzeug представлял собой трёхбашенный тяжёлый танк классической компоновки со смешанным вооружением и противопульным бронированием. Боевая масса машины составляла 23,41 т, экипаж насчитывал 7 человек (командир, наводчик, заряжающий, два стрелка в пулемётных башнях, механик-водитель и радист). Длина танка составляла 6650 мм, ширина — 2900 мм, высота — 2650 мм. Корпус танка — клёпано-сварной, коробчатой формы, сложной конфигурации. При этом первые две машины были собраны из обычной (неброневой) стали. Следующие три танка при той же массе были защищены гомогенной бронёй толщиной 15 мм в лобовых деталях и 13 мм — в бортовых. Верхний и нижний лобовые листы корпуса имели солидные углы наклона. В центральной части корпуса имелась массивная подбашенная коробка главной башни. В задней левой части она имела скругление, что позволяло кормовой пулемётной башенке перекрывать огнём достаточно большой сектор. Также это скругление несколько повышало пулестойкость корпуса. В верхнем листе корпуса имелся люк доступа к двигателю. Ближе к правому борту располагались четыре броневых колпака над отверстиями для воздухопритока, а также защитный кожух выхода выхлопной трубы. Двухкамерный глушитель на кронштейнах крепился к правой надгусеничной полке. Верхний и нижний кормовые листы имели наклон. К верхнему крепился массивный колпак вентилятора щитовидной формы. Нижний кормовой лист имел длинный прямоугольный вырез, закрываемый на болтах бронированной крышкой и служивший для доступа к тормозам и механизмам трансмиссии. В нижней части бортов корпуса имелись уширения, внутри которых под прикрытием броневых фальшбортов располагались механизмы подвески, а сверху — кронштейны поддерживающих катков. В передней части уширений с обеих сторон несимметрично врезались люки для выхода команды (позже эти люки в несколько трансформированном виде перекочевали на средний танк Pz. III). Всего в корпусе Nb.Fz. имелось 8 люков для экипажа и 4 — для доступа к механизмам и агрегатам. Танки разных серий различались типом главной башни. Первые два танка имели башню конструкции фирмы «Рейнметалл», три последующих полноценных танка несли башню конструкции фирмы «Крупп». Башни несколько различались формой, однако обе были сварными, имели командирскую башенку два люка в левом и правом бортах. Артиллерийское вооружение первых двух танков, имевших главную башню от фирмы «Рейнметалл», составляли одна 75-мм пушка KwK 1/24 с боекомплектом 80 выстрелов и спаренная с ней 37-мм пушка с боекомплектом 60 выстрелов. Орудия устанавливались в вертикальной спарке (37-мм пушка сверху), вызывавшей массовые нарекания у военных. Следующие три танка с башней фирмы «Крупп» вооружались 105-мм орудием вместо 75-мм (по другим данным, в свете низкого качества 105-мм орудия позднее на танки все же установили 75-мм пушки). Как и в башнях «Рейнметалл», в крупповских башнях главное орудие устанавливалось в спарке с 37-мм орудием, однако в этом случае спарка выполнялась по горизонтальной схеме. Вспомогательное вооружение составляли три 7,92-мм пулемёта MG-13, которые располагались по одному в двух пулемётных башнях, аналогичных башням первого немецкого серийного танка Pz. I (но с одним пулемётом вместо двух), и один — в шаровой установке главной башни. Пулемётные башни располагались в шахматном порядке спереди и сзади от главной башни. По замыслу конструкторов, подобное вооружение позволяло танку решать полный спектр тактических задач — разрушать полевые укрепления (75-мм или 105-мм орудие), бороться с броневыми целями (37-мм орудие), уверенно поражать живую силу противника (пулемёты). В качестве силовой установки изначально использовался авиационный карбюраторный 6-цилиндровый двигатель BMW Va мощностью 290 л. с., который был позднее заменён на карбюраторный двигатель «Майбах» HL 108 TR жидкостного охлаждения максимальной мощностью 280 л. с. Двигатель устанавливался в центре корпуса, ближе к правой стороне, так как слева находилась задняя пулемётная башня. Механизм поворота — дифференциал. Максимальная скорость танка по шоссе составляла 32 км/ч, запас хода — 120 км. одовая часть танка применительно к одному борту составляла десять сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в пять тележек. Тележки шарнирно крепились к корпусу посредством балансиров. Роль упругих элементов выполняли спиральные пружины. Для предупреждения провисания гусеницы имелись четыре поддерживающих ролика, также обрезиненных, установленных в нишах на лёгких кронштейнах в форме перевёрнутой буквы V. Передний ленивец большого диаметра с механизмом натяжения гусеницы имел сплошной металлический диск и резиновую шину. Ведущее колесо цевочного зацепления располагалось сзади и частично прикрывалось фальшбортом. Надо сказать, что заднее расположение ведущего колеса в принципе не традиционно для немецкого танкостроения. Гусеничная цепь — мелкозвенчатая, шириной 380 мм, аналогичная использовавшейся на ранних Pz. III и Pz. IV. Вообще же, по отзывам военных, проходимость и маневренность Nb.Fz. оставляли желать лучшего, хотя танк мог преодолевать подъёмы до 30° и рвы шириной до 2,2м Выпущенные небронированные прототипы использовались в качестве учебных машин, а также для пропогандистских целей. Но если боевое применение прототипов не планировалось вообще, то три полноценно бронированные машины были сведены в танковый батальон специального назначения Pz.Abt1. Zb.V 40. Из трёх Nb.Fz. было сформировано подразделение, приравнивавшееся к взводу. Оно получило название Panzerzug Horstmann/Zug Putloss. Командиром был назначен лейтенант Ганс Хорстман (Hans Horstmann). 9 апреля 1940 года батальон был отправлен в Норвегию, где три Nb.Fz. вместе с Pz.I и Pz. II принимали участие в боях против английских войск. Классификация тяжёлый танк Боевая масса, т 23,4 Компоновочная схема трёхбашенная, классическая Экипаж, чел. 6 Годы производства 1934—1935 Годы эксплуатации 1935—1940 Количество выпущенных шт. 5 Длина корпуса, мм 6600 Ширина корпуса, мм 2190 Высота, мм 2980 Лоб корпуса (верх), мм/град. 13 Лоб корпуса (низ), мм/град. 20 Борт корпуса, мм/град. 13 / 0° Корма корпуса, мм/град. 13 Днище, мм 13 Крыша корпуса, мм 13 Лоб башни, мм/град. 15 Маска орудия, мм/град. 15 Борт башни, мм/град. 13 Корма башни, мм/град. 13 Крыша башни, мм 13 Калибр и марка пушки 75-мм KwK L/24 37-мм KwK L/45 Тип пушки нарезные Длина ствола, калибров 24 для 75-мм 45 для 37-мм Боекомплект пушки 80 × 75-мм 50 × 37-мм Углы ВН, град. −10…+22° Пулемёты 3 × 7,92-мм MG-13 Тип двигателя рядный 6‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 290 Скорость по шоссе, км/ч 30 Запас хода по шоссе, км 120 Удельная мощность, л. с./т 12,8 Преодолеваемый подъём, град. 30° Преодолеваемый ров, м 2,2 | |
Просмотров: 958 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |